Что такое автобус в футболе?

Тактика автобус в футболе.

Одна команда безрезультатно атакует, а другая, даже не пытаясь контратаковать, хладнокровно или не очень играет на отбой. Такая ситуация на поле, часто сопровождается комментаторами словом «автобус». Так что же такое автобус в футболе?

Старая, старая оборона…

С тех пор как в футболе стали задумываться в первую очередь о том, как бы выиграть за счёт того, что пропустить меньше голов, чем соперники, появился интерес к оборонительным схемам. За всю эволюцию мирового футбола их было великое множество. Наибольший след в памяти оставили, конечно, «швейцарский замок» тренера Карла Раппана и «катеначчо» франко-аргентинского коуча Эленио Эрреры. Российские любители футбола могут патриотично вспомнить даже «волжскую защепку», которую в начале 1950-х годов в советском Классе «А» успешно применяли куйбышевские «Крылья Советов».

Современный «автобус» — квинтэссенция вышеназванных оборонительных схем, да ещё и усиленная знаниями полученными за всю историю игры.

Кто придумал «автобус»?

Первым это слово вроде бы употребил знаменитый португальский тренер Жозе Моуриньо и образное выражение превратилось в термин. Произошло это в тот печальный период, когда по миру прокатилась серия терактов с применением автомобилей. Тогда террористы заезжали в людные места на транспорте. Чтобы это предотвратить полиция, в случае потенциальных угроз, стала перекрывать проезды установкой габаритной автотехники. Как правило, это были автобусы.

Видимо, это и привело к сравнению сугубо оборонительной тактики с пассажирским транспортом и помогает понять что такое «автобус»? И всё же говорить, что футбольный «автобус» — изобретение именно Моуриньо, наверное, не справедливо. Потому как цель – не допустить соперника к своим воротам – стара, как сам футбол.

Какие тактические схемы используются при установке «автобуса»?

Самые простые с использованием максимального количества защитников и полузащитников оборонительного плана. Вся «автобусная» команда находится на своей половине поля. Самая распространённая схема – 5+4+1. Пять защитников, как правило, располагаются в линию, чтобы иметь возможность для создания искусственного офсайда. Четыре полузащитника – это два фланговых, и два центральных, которых можно даже считать опорниками. Дальше всех к центральному кругу располагается единственный форвард, выполняющий функцию дежурного на случай резкого паса из глубины и контратаки. Значит и атакующий потенциал команду в «автобусе» практически нулевой.

Схема автобуса с одним нападающим.
Схема автобуса с одним нападающим

Есть более мобильный «автобус» с тремя полузащитниками и двумя форвардами, располагающимися на своей половине поле по схожему принципу.

Схема автобуса с двумя нападающими.
Схема автобуса с двумя нападающими

Кто ставит «автобусы»?

Команды, которые явно уступают в классе соперникам и ставят себе целью отстоять хотя бы ничью. Впрочем, его берут на вооружение и высокоуровневые коллективы, если смерть как нужно не пропустить.

Самый доступный вариант посмотреть на постановку «автобуса» — взглянуть на матчи нижегородского клуба РПЛ «Пари НН». Команда не обладает классным подбором футболистов, но научившись играть в «автобус», занимает приемлемое место в турнирной таблице. Опять же если оценивать качество состава. Ещё показательна нынче игра «Бохума» в Бундеслиге. Впрочем, матч аутсайдера с лидером, нынче практически всегда превращается в подобие «автобусного». Единственное, что не всегда «автобус» получается достаточно крепким.

Моуриньо – лучший «автобусник»

Сложилось именно такое мнение. «Автобусную» тактику он начал применять ещё в «Порту», выигравшем под его руководством Лигу чемпионов, а достиг совершенства при работе с «Челси» и миланским «Интером».

Моуриньо и автобус.

Впрочем, даже при игре «автобусом» нужны сыгранность команды и определённое мастерство, поэтому нынче в «Роме» Моуриньо от увольнения не спас и этот приём. Означает это, что «автобус» — далеко не стопроцентная панацея от атак соперника.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Сергей Соседов - профессионал в сфере спортивной журналистики.

Комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.